Размер:
AAA
Кернинг:
КK К K К  K
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Организация питания в образовательной организации

Учебно-воспитательная работа





Программа наставничества «Вместе мы – сила!»

Девиз: «Своих не бросаем!»

Автор: Яковлева М.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 с.Шаран МР Шаранский район РБ»

Актуальность движения наставничества. Наставничество – это одно из самых распространенных волонтерских направлений в работе педагогов, форма социальной и профессиональной адаптации вновь прибывших в коллектив работников, ресурс непрерывного профессионального развития педагогов. Педагогический коллектив – это живой организм, который постоянно обновляется: одни уходят, другие приходят. Педагоги со стажем имеют огромный опыт работы, идеи, поэтому они могут поделиться своим опытом с молодыми, стать для них профессиональными путеводителями.

В нашей школе со дня ее образования (2001 г.) большое внимание уделяется наставничеству. Новое дыхание это движение получило после проведения Всероссийского Форума «Наставник» в 2018 году, на котором были озвучены пожелания Президента РФ В.В.Путина о необходимости возрождения института наставничества. Тема наставничества стала ведущей и в Национальном проекте «Образование». Специальным президентским указом 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника.

Назначение программы наставничества педагогических работников в

образовательной организации - стать инструментом повышения качества образования и воспитания и способствовать быстрейшей адаптации молодых и малоопытных педагогов, установлению педагогических контактов в новом коллективе. Это особый вид педагогической деятельности, разновидность профессионального обучения и сопровождения Наставляемого. Благодаря наставничеству молодой педагог должен видеть точки профессионального и личностного роста. Наставник – это не контролер, а друг и помощник, который оказывает адресную помощь наставляемому согласно запросам и совместно составленной дорожной карте. В основе наставничества – взаимный интерес, взаимодействие на основе добровольности. Не каждый может стать наставником, так как наставничество должно идти от внутренней потребности Наставника поделиться своими знаниями и секретами успеха с наставляемым. Наставничество не имеет возрастных ограничений, наставничество – это зов души и желание поделиться своими компетенциями. Наставник должен обладать высокими моральными качествами и являться примером для других в своей профессии. В то же время администрация школы, профком вправе поощрить лучших наставников стимулирующими выплатами, выдвигать на награждение ведомственными наградами, знаком отличия «За наставничество», что даст реальное движение наставничеству.

Наставничество в конечном счете   способствует повышению престижа профессии учителя, его скорейшей профессиональной отдаче и эффективной работе. Все это должно способствовать закреплению педагогических кадров в одной образовательной организации и   обеспечить стабильность состава педагогического коллектива и поддержать преемственность многолетних традиций   школы. Наличие Программы наставничества придает движению наставничества законность и юридическую обоснованность.

Основные направления и модели деятельности наставников.

Исходя из наставнической практики в школе и учитывая потребности современного образовательного процесса, можно выделить следующие   модели наставнической практики:

1. Модель «Наставник-мастер – молодой специалист»: наставничество опытных педагогов над молодыми учителями и специалистами в период адаптации.

2. Модель «Наставник-практик – малоопытный учитель в той или иной области или направлении»: наставничество педагогов с большим стажем работы над теми педагогами, кто уже по статусу не молодой педагог, но не имеет опыта работы в той или иной области, например, в подготовке учащихся к ОГЭ или ЕГЭ, устному собеседованию или итоговому сочинению, в проектной деятельности или исследовательской работе.

3. Модель «Наставник по ИКТ – учитель со слабым владением ИКТ» Наставничество молодых педагогов над теми педагогами, кто затрудняется в использовании информационных технологий во всем их многообразии, например, в организации онлайн-уроков, создании блогов, сайтов, видеороликов и т.п. Наставник передает наставляемому техники, приемы, алгоритмы в овладении ИКТ, на практике обучает современным методам работы с использованием ИКТ.

Методическое обеспечение наставнической практики

Практика наставничества в школе опирается на Закон «Об образовании», Указ Президента РФ об объявлении 2023 года Годом наставника и педагога, «Положение о наставничестве», принятое на педсовете, и другие локальные документы и Приказы директора школы о назначении наставников. Вопросы наставничества включены также в Планы работы ШМО, а руководители ШМО контролируют и оказывают методическую помощь наставникам. Хорошим методическим подспорьем стало совместное письмо Минпросвещения и Общероссийского профсоюза образования, в котором наставничество признается как волонтерское движение, но в будущем оно может трансформироваться в регламентированный вид профессиональной деятельности, что положительно должно отразиться на наставничестве.

Цель наставнической деятельности – оказание методической, психологической, профессиональной, информационно-технической поддержки наставляемым в период адаптации и наставнической деятельности, создание условий, которые должны привести к повышению профессиональной компетентности Наставляемого, его личностному развитию.

Задачи: создать условия для быстрого вхождения в коллектив путем ознакомления Наставляемого с коллективом, традициями, достижениями и планами. А также предпринять следующие действия:

- совместное изучение учебных программ, помощь в составлении Рабочих программ, КТП, технологической карты урока, сценариев уроков по ФГОС, мероприятий учебно-воспитательного характера , а также анализ самостоятельно проведенной работы Наставляемым (по его просьбе или согласно Дорожной карте и Индивидуальному Плану работы Наставника и Наставляемого);

- помощь Наставляемому в освоении продуктивных, современных информативно-коммуникационных технологий в образовании путем включения в работу соответствующего ШМО учителей.

- передача передового опыта молодому поколению, ценностей и смыслов педагогической профессии, помощь в профессиональном росте Наставляемого путем приглашения Наставляемого на свои уроки и уроки других опытных учителей;

- помощь в составлении индивидуальной образовательной траектории, овладении новыми методами и формами оценивания учебных достижений учащихся;

- распространение передового педагогического опыта внутри коллектива, профессиональное развитие Наставника и наставляемого, стимулирование горизонтального карьерного роста педагогов.

Дорожная карта Наставника и Наставляемого

Наставник в течение 10 дней после назначения Приказом директора школы составляет индивидуальный план наставничества, в котором на основе сделанной диагностики профессиональных дефицитов предусматриваются конкретные мероприятия по изучению правовых актов, а также касающихся профессиональной деятельности наставляемого: по организации урочной и внеурочной деятельности, методической работы, работы со школьной документацией и т.д. Особое место занимают мероприятия по ознакомлению наставляемого с формами и методами проверки качества обучения и воспитания разными контролирующими органами, проведение дистанционных уроков с использованием цифровых ресурсов РЭШ, виды самообразовательной деятельности.

Ожидаемые результаты программы наставничества:

- плавное, бесстрессовое включение Наставляемого в новый коллектив, формирование положительного отношения к работе, школе, детям и родителям (проверяется с помощью анкетирования);

- установление личностных контактов с педагогами, активное участие в работе методических объединений, школьных мероприятий и выход на муниципальный уровень, появление мотивации и реалистичных целевых установок;

-повышение уровня профессионализма Наставляемого, что можно установить проводя диагностические работы с обучающимися, посещая и анализирую уроки Наставляемого, проводя опрос родителей и коллег, изучая Дневник Наставника и Наставляемого (если ведется).

Сроки реализации программы наставничества устанавливаются согласно пожеланиям Наставника и Наставляемого: от одного года до пяти. При необходимости срок реализации Программы продлевается Приказом директора школы по согласованию с Наставником и Наставляемым.

План реализации программы наставничества

№№

содержание

ответственный

сроки

1

Изучить потребности в наставничестве в образовательной организации

Руководители ШМО

До 31.08.2022

2

Составить наставнические пары и издать Приказ директора школы

Руководители ШМО, зам директора по УВР

До 05.09.2022

3

Собрать и проанализировать информацию о потребностях Наставляемых, определить методы и стратегии, которые помогут Наставляемым преодолеть профессиональные трудности.

Наставники

До 15.09.2022

4

Составить План индивидуальной работы с Наставляемым (индивидуальную траекторию развития) и приступить к его реализации

Наставники

До 25.09.

5

Провести промежуточный анализ проведенной работы и итоги обсудить на заседании ШМО

Руководитель ШМО

До 25.12.2022

6

Представить по итогам мониторинга лучших наставников для стимулирующей выплаты

Руководитель ШМО, председатель профкома

До 30.12.2022

7

Дополнить План индивидуальной работы с Наставляемыми исходя из реальных потребностей

Наставники

До 20.01.2023

8

Провести показательное занятие (урок) с самоанализом и анализом Наставника

Наставляемый

Наставники

До 20.02..2023

9

Подвести итоги наставнической деятельности в течение учебного года

Наставники, руководители ШМО

До 15.05.2023

10

Выдвинуть на различные виды поощрения лучших Наставников

руководители ШМО, председатель профкома

До 30.05.2023