Размер:
AAA
Кернинг:
КK К K К  K
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Организация питания в образовательной организации

Защитим детей от жестокого обращения

Алгоритм действий специалистов ОУ в случае появления жалоб ребенка на насилие, а также при наличии травм специфического характера, позволяющих заподозрить факт насилия

• Сообщить директору школы.
 • Показать ребенка медработнику, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи, обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями - специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования).
 • Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличии признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.
 • При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства МО.
• Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем.
• При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной ответственности, в дальнейшем - устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутришкольный контроль).
• При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на педагогическом Совете школы об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
• В образовательном учреждении должна быть размещена в доступном для учащихся и родителей месте информация о службах помощи пострадавшим от различных случаев насилия, координаты и информация о работе КДН и ЗП, МКУ «Комитет по вопросам семьи, опеки и попечительства».
• В образовательном учреждении необходимо организовать информирование детей о способах защиты и обеспечении собственной безопасности (информационные беседы «Что нужно знать, чтобы защитить себя», тренинги поведения в различных жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать насилие и т.д.). Психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка) - эти два вида насилия, которые в большинстве случаев можно отнести к хроническим видам насилия.
                Исключение составляет эмоционально дурное обращение (оскорбление, изгнание из дома или непускание домой, сообщение информации, которая оказывается психической травмой для ребенка) или др. действия, которые могут привести к опасным для жизни ребенка реакциям (суицидные реакции, уход из дома и др.). Эти ситуации могут рассматриваться как острые, на которые необходимо реагировать как на опасные для жизни и здоровья. В иных случаях эмоционально дурное обращение и пренебрежение основными потребностями ребенка носят хронический характер.

Алгоритм действий специалистов ОУ в случае установления факта наличия острой ситуации психического насилия по отношению к ребенку


 • Оказать психологическую помощь ребенку, не оставлять его одного, без наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в адекватное психологическое состояние.
• Сообщить родителям или другим законным представителям о состоянии ребенка.
• Получить у родителей (законных представителей) разъяснения по поводу психологического состояния ребенка, опасного для его жизни и здоровья.
• При адекватной реакции родителей сообщить координаты центров и учреждений, которые могут оказать помощь в данной ситуации.
• Контролировать разрешение ситуации через контакт с родителем и/ или ребенком.
• При неадекватной реакции родителей сообщить о данной ситуации в органы защиты прав детей (КДН и ЗП, органы опеки и попечительства) с выяснением возможности дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до разрешения ситуации.

Явные признаки жестокого обращения с детьми:
• Следы побоев, истязаний, другого физического воздействия.
• Следы сексуального насилия.
• Запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.).
• Отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними.
• Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна. Ребенка выгоняют из дома.

Асоциальное поведение ребенка:
  • Ребенок пропускает занятия или не посещает школу. 
  • Ребенок побирается. 
  • Ребенок грязно или не по сезону одет. 
  • Наличие какойи- либо информации о фактах жестокого обращения с детьми. 
  •  Наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ. 
  • Наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. 
Очевидные «внешние» признаки, на которые необходимо реагировать специалистам ОУ:
• асоциальное поведение ребенка;
• ребенок пропускает занятия или не посещает школу;
• у ребенка на теле травмы, следы насилия;
• ребенок побирается;
• ребенок грязно или не по сезону одет;
• семья ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
• наличие какой- либо информации о фактах жестокого обращения с детьми;
• наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
• наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Алгоритм деятельности специалистов образовательного учреждения в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком


 • Каждый работник ОУ обязан немедленно письменно сообщить об этом директору школы.
 • Информируются родители (законные представители).
• Директор самостоятельно или по его поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.
• Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.
 • При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком, письменно информируются прокуратура и ОДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.

Алгоритм работы социального педагога образовательного учреждения по выявлению случаев жестокого обращения с детьми


1. Подробное изучение социально-педагогических характеристик классов и индивидуальных характеристик учащихся из данных классных руководителей при составлении социального паспорта ОУ, а также из собеседований с классными руководителями.
2. Участие в работе методического объединения классных руководителей для своевременного получения информации об учащихся и их семьях (выявление личностных и семейных проблем).
3. Составление картотек учащихся, попадающих в «группу риска» и семей, с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа (социальный патронаж).
4. Использование различных форм работы с родителями в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование, родительский лекторий и т.д.) на тему «жестокое обращение и насилие» с использованием законодательной базы об ответственности лиц, допускающих жестокое обращение.
5. Ознакомление участников образовательного процесса с признаками факторов риска для раннего выявления фактов жестокого обращения с детьми, «внешние признаки реагирования», поведенческие признаки ребенка и родителей.
6. При работе с семьями обращать внимание на «сигналы», характеризующие проявление какой-либо формы насилия в воспитании детей. Социальный педагог ОУ должен знать механизм взаимодействия по оперативному обмену информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи. Специалист службы сопровождения должен знать контактные телефоны ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям», «Телефона доверия», КДНиЗП.
7. Обратиться в центр социально - психологической реабилитации для получения помощи психолога по реабилитации ребенка.
8. Организовать социально-педагогическое и психологическое сопровождение пострадавшего и оказания необходимой помощи (коррекция детско-родительских отношений, индивидуальная работа с каждым членом семьи, коррекция особенностей поведения и общения с участниками образовательного процесса, предотвращение агрессивного поведения и межличностных конфликтов и т. д.).
1. В случае необходимости организовать пребывание пострадавшего ребенка в приюте, социально-реабилитационном центре, социальной гостинице или стационаре.
2. В системе воспитательной работы ОУ со всеми участниками образовательного процесса вести просветительскую работу по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми.

Основные задачи:
• Проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми.
• Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми.
 • Оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми.
 • Проводить работу по реабилитации жертв насилия. Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту.